Если провести параллель, то на Западе клининговые компании имеют довольно древние корни - еще несколько веков назад профессиональные уборщики выезжали из одного города в другой, чтобы выполнить свою работу. Они передвигались на специальных повозках, где возили все, что им нужно было для уборки домов, мытья мостовых и карет: метлы, лестницы, бочки с водой и прочее. Трудно поверить, но некоторые клининговые корпорации, существующие сегодня, могут похвастаться более чем 100-летней историей.
Что же касается Беларуси, то в советские времена домашняя уборка считалась делом семейным, почти интимным. Поэтому, доверить это дело постороннему никому не могло прийти и в голову. Однако, в 90-е годы прошлого века, когда Советский союз перестал существовать, а в нашу страну ворвалась западная культура, мышление людей и представление о допустимом и недопустимом несколько изменилось.
В последнее десятилетие ХХ века в нашей стране стали появляться первые западные компании, которые принесли в Беларусь свою корпоративную культуру. И именно с того времени иностранные бизнесмены ввели обычай приглашать сторонних специалистов для уборки в офисах. Как известно, там, где есть спрос, появляется и предложение. В нашем случае, это был спрос на услуги клинеров. Именно так зародились первые клининговые компании в Беларуси.
На первом этапе формирования рынка это были представительства зарубежных компаний. Постепенно к их услугам стали обращаться не только корпоративные клиенты, но и частные, которые хотели заказать услуги профессионалов по уборке домов и квартир. Спрос продолжал расти.
В это время, по образу и подобию зарубежных фирм начинают появляться первые белорусские клининговые компании, что можно считать переходом ко второму этапу становления клинингового бизнеса в нашей стране.
Сейчас эта отрасль перешла к этапу активного развития и совершенствования. С каждым годом появляется все больше новых игроков. Однако, не все из них выдерживают конкуренцию. Некоторым из них, из-за отсутствия четко сформированной стратегии и видения своего бизнеса, приходится выходить из игры, уступая место более амбициозным и целеустремленным проектам.
При этом, по словам экспертов, несмотря на не самую простую экономическую ситуацию в Беларуси, ежегодный рост рынка клининговых услуг составляет 10-20%. Рынок развивался с нуля, поэтому темпы его роста сейчас так заметны, тем не менее, его потенциал еще не до конца раскрыт, чем и пользуются многие предприниматели. В то же время интерес со стороны потенциальных клиентов продолжает расти. Это объясняется несколькими факторами.
Во-первых, растет уровень информированности общества о клининговой индустрии. Все больше людей имеют возможность узнать, что услуги клининговых компаний – это доступно, удобно и качественно. Все больше людей начинают понимать, что доверять уборку в доме профессионалам – это современно и разумно, поскольку это помогает значительно сэкономить время и силы.
Во-вторых, в нашей стране продолжает расти число офисов, а ведь именно корпоративные клиенты традиционно являлись самой большой целевой группой клининговых компаний.
В-третьих, увеличивается количество современных высотных зданий, владельцы которых регулярно обращаются в клининговые компании, чтобы заказать услуги по мытью окон и фасадов, т.к. сделать это без помощи профессионалов и специального оборудования невозможно.
Клининговый бизнес сегодня – это динамично развивающийся рынок. Каким он станет через пару лет, покажет время. Однако, одна тенденция остается неизменной с момента его зарождения: компании постоянно стремятся к максимальному удовлетворению нужд клиентов, при этом повышая качество своих услуг и расширяя их перечень.